Деньги на открытие бизнеса

51

Любому бизнесу всегда нужны деньги на развитие. На сегодняшний день существует весьма широкий выбор финансовых инструментов для привлечения внешнего финансирования. Каждый из источников имеет свою специфику и инструментарий, который применим для конкретной компании и в конкретной ситуации.

Чтобы не прогадать, нужно проанализировать 4 фактора:

1. Долгосрочные цели и задачи 

Оцените план развития компании в горизонте 3-5 лет. Задайте себе вопросы: каких показателей хотелось бы достичь? Какую долю рынка занять? Какую получить выручку? 

2. Краткосрочные цели и задачи 

Какие приоритеты у компании в настоящее время? Что нужно сделать сейчас, чтобы двигаться к достижению долгосрочных целей?

3. Финансовые возможности компании

В данном случае нужно оценить эффективность бизнеса и его потенциала, т.е. способности компании своевременно гасить обязательства и приносить дополнительный доход собственникам и инвесторам.

4. Ограничения и риски

Тут важно понимать, что может ограничивать компанию в получении нужного объема финансирования в требуемые сроки, например, отсутствие залога / поручительства и т.п. А также, какие риски есть у компании на пути достижения цели долгосрочного развития: рыночные, политические, акционерные, валютные, юридические и пр.

В зависимости от результатов анализа можно построить систему решений с использованием одного или нескольких источников финансирования. 

Рассмотрим преимущества и недостатки разных источников.

Банковское финансирование

Это самый распространенный тип финансирования. Основное преимущество банковского кредита в том, что он имеет самую низкую процентную ставку на рынке – в среднем от 8,5 до 12% годовых, не считая программ поддержки с субсидированием ставки. Связано это с относительно низким уровнем риска по кредиту для банка, так как он проводит тщательный анализ компании, а также со стоимостью капитала для банка. У банков, в отличие от микрофинансовых компаний и частных инвесторов, есть преимущество в виде доступа к дешевым деньгам ЦБ, межбанковской биржи, иностранных банков и фондов. Кроме того, привлекая банковское финансирование, вы можете рассчитывать на большие суммы и длинный срок кредитования.

Но чудес не бывает и выгодные условия банков доступны не всем. Основная проблема –  очень требовательный подход банков к заемщикам, их платежеспособности, кредитной истории и обязательности. 

Облигационные займы

Этот тип финансирования чаще всего используют компании, которые уже достигли максимального уровня закредитованности в банках, но нуждаются в дополнительном притоке капитала в бизнес. Возможности такого инструмента – в большом объеме привлечения средств: от 50 млн руб. под относительно невысокую ставку – для компании сегмента МСБ это 15-17% годовых.

К недостаткам можно отнести короткий срок финансирования – для сегмента МСБ это не более 2-3 лет. А также дополнительные расходы по сделке: организация выпуска – около 1 млн руб. + комиссия за поиск покупателей, ориентировочно 1,5% от объема выпуска облигаций.

Микрофинансовые организации 

Этот источник финансирования широко известен благодаря рекламе и не обделен народной любовью. На сегодняшний день микрофинансовые займы успешно конкурируют с банковскими кредитами.

В МФО можно получить займы без залога до 3 000 000 руб. по ставке от 3% в месяц. А если предоставить в залог недвижимое имущество, сумма займа может достигать до 80% от стоимости недвижимости, а процентная ставка будет лишь немного выше банковской (от 14-15% годовых).

Кредитные кооперативы

В кредитном кооперативе заемщик может получить краткосрочный беззалоговый заем до 1 000 000 руб., а больше – под залог недвижимости. Ставки в среднем колеблются от 2-5% в месяц.

Обратите внимание: чтобы получить заем в кредитном кооперативе, нужно обязательно являться его членом. А это значит, что вы обязательно должны внести вступительный взнос от 4-5% от суммы запрашиваемого займа, а также ежемесячно делать взнос в размере от 0,2% от суммы займа. Но есть и преимущество: к повторным заявкам членов кооператива, как правило, относятся лояльнее.

Краудфандинговые платформы

Одним из набирающих популярность источников финансирования является краудфандинг – привлечение средств с использованием интернет-площадок. На них можно получить как заемные деньги, так и привлечь инвесторов в капитал (продать долю или акции компании). 

Неоспоримое преимущество краудфандинга перед другими источниками финансирования – возможность привлечь всю необходимую сумму в короткие сроки. Такие площадки хороши для стартапов и инвестиционных проектов. Займы можно получить на разные цели: от пополнения оборотных средств до обеспечения госконтракта. 

Очевидные минусы – стоимость денег и затраты на их получение при заемном финансировании. Ставки по таким займам колеблются в диапазоне от 16 до 28% годовых, плюс комиссия площадки за выдачу займа (5% единовременно и 2% ежегодно).

Любому заемщику, использующему краудфандинговую платформу, необходимо понимать, что придется раскрывать информацию по проекту, в том числе данные финансовой и управленческой отчетности большому кругу лиц, что влечет за собой риск утечки информации к конкурентам и недобросовестным кредиторам.

Пример из практикиВ России у собственников бизнеса очень негативное отношение к использованию заемных средств, что значительно ограничивает их в росте

За последнее десятилетие рынок финансирования значительно преобразился и стал более доступным. Но, как ни странно, в России у собственников бизнеса очень негативное отношение к использованию заемных средств, что значительно ограничивает их в росте.

Рассмотрим пример компании по производству и продаже продуктов питания. Выручка: 200 000 000 руб. в год. Чистая прибыль: 10 000 000 руб. в год.

Казалось бы, при чистой прибыли всего 5% компания не может позволить себе привлечение займа даже по низкой банковской ставке. Как она может думать о развитии текущих и новых направлений бизнеса, если для этого требуются значительные инвестиции: как минимум покупка нового оборудования за 30 000 000 руб., а также наращивание портфеля клиентов и поставщиков, что повлечет за собой увеличение дебиторской и кредиторской задолженности. При чистой прибыли 10 000 000 руб. для реализации планов развития компании потребуется накапливать средства в течение нескольких лет. Так рассуждают многие собственники малого и среднего бизнеса.

Это мнение в корне ошибочно. Проанализируем ситуацию с точки зрения собственника, пользующегося кредитными продуктами. 

  1. Если на рынке есть дополнительный спрос на продукцию компании, значит компании выгодно развивать бизнес.
  2. В условиях нынешнего высококонкурентного рынка медленное развитие на собственные средства – верный путь к потере даже имеющейся доли рынка, так как покупатели не хотят ждать много лет, они хотят продукт сегодня. 
  3. Компания, вкладывая деньги в приобретение сырья, уже через месяц получает средства от реализации продукции. Эти деньги она снова вкладывает в приобретение сырья и так 12 раз в году. Это означает, что с 18 млн руб., вложенных в начале года, компания может заработать 10 млн руб. чистой прибыли в конце года. Это почти 60% рентабельности на вложенные средства. Компания может позволить себе привлечь кредиты по ставке даже 30 и 40% годовых, не говоря о более дешевых вариантах.

Компания изменила свой подход и привлекла 50 млн руб. заемного финансирования. Из них 30 млн руб. она проинвестировала в новое оборудование, а 20 млн руб. пустила на расширение клиентской базы. В результате в течение 2 лет компания удвоила финансовые показатели и значительно увеличила не только выручку, но и чистую прибыль.

При выборе источника компания не могла привлечь длинный банковский кредит, поэтому использовала комбинированный подход. Часть суммы компания привлекла под залог в банке, часть – в лизинг на оборудование и небольшую сумму в виде займа частных инвесторов.

Выводы

Несмотря на кризис и стагнацию экономики во многих отраслях, есть масса возможностей для развития и захвата новой доли рынка

На сегодняшний день на рынке существует множество источников заемного финансирования. Несмотря на кризис и стагнацию экономики во многих отраслях, есть масса возможностей для развития и захвата новой доли рынка. Условия для привлечения денег сейчас вполне «благожелательные»: низкие ставки, прозрачность рынка заемного финансирования, свободный доступ к капиталу. 

Мы считаем, что компаниям нужно применять прогрессивный подход к развитию бизнеса и не бояться обращаться к профессионалам за помощью, если собственных компетенций у руководства компании недостаточно. Ведь в результате компании удастся не просто нарастить долговой портфель, а получить реальную возможность построить качественный и надежный бизнес.

Автор: Сурен Айрапетян, управляющий партнер Rebridge Capital

Источник